Оптимальный выбор раций для связи


Вопрос:
Что есть:
Тундра
Трасса длинной ~ 35-40 км.
2 машины
1 бригада
Что хотелось бы иметь:
1 базовую станцию со станционарной антенной
2 автомобильные станции ( в комплекте с антеннами)
1 носимую рацию.


Здравствуйте!
На базу возможны следующие варианты —
1) 1 вариант:
  • Мощная автомобильно-стационарная импортная рация (самая мощная – 50 Вт — из представленных в России – Optim-778) — /shop/avtoradiostation/optim-778.html
  • К ней потребуется достаточно дорогой  мощный стабилизированный блок питания — /shop/aks/bp/optim-pc-15.html
  • стационарная антенна — /shop/aks/antenns/base-antenn/tornado.html
  • кабель (около 2 т.р. при длине 14,4м)
2) Менее дорогое решение на базу с не меньшей дальностью (передатчик менее мощный, но приёмник может работать с более слабым сигналом):

3) Как вариант можно рассмотреть установку на базу радиостанцию с функцией репитера, которая может работать как с оператором в качестве обычной радиостанции, так и в качестве репитера (записывает и ретранслирует сигнал для увеличения дальности связи переносных или автомобильных раций) — см. /shop/repeaters/delta-3-02.html

В автомобиль:
Переносная рация – оптимально Беркут-806#4+  — /shop/fm/radio-berkut/berkut-806/berkut-806-4-plus.html

Вопрос:

 А сколько потребляет Optim-778? Хотелось бы понять можно ее поставить в машину не опасаясь посадить аккумулятор.
У Беркут-806#0 есть две проблемы: 1. Меньшая мощность 2. Не возможность закрепить ее станционарно как OPTIM


Ответ:

В оптиме-778 есть регулировка мощности – можно установить уровень не 50 Вт, а 20 Вт (в машине 50 Вт мощности рации при КПД 60% дадут около 85 Вт нагрузки — бортовая сеть, если работать не через прикуриватель, а подсоединить рацию непосредственно к цепи питания машины — не через разъём прикуривателя — выдержит такую нагрузку без проблем).
КПД передатчика при работе на согласованную автоантенну – около 60%. Т.е. при 50 Вт потребляемый ток в режиме передачи около 6А, а “пусковые” токи в момент включения передачи выше (через прикуриватель работать нельзя — предохранитель не выдержит, надо встраивать питание непосредственно в бортовую сеть).
С точки зрения влияния на дальность связи:
дальность от мощности зависит как корень 4-ой степени, т.е. чтобы дальность увеличить в 2 раза – мощность надо увеличить в 16 раз.
Соответственно, при использовании одинаковых антенн на передачу оптим-778 в 50-Втном режиме будет работать в 1,7 раза, в 20-Втном режиме – в 1,35 раза дальше Беркута-806 с такой же антенной.
Но вот приёмник гораздо сильнее влияет на дальность (если собеседник глухой – можно как угодно сильно орать – толку будет мало. А если слух острый – дальность общения резко вырастает).
Любые импортные рации диапазона 27 МГц – в т.ч. оптим-778 – не могут работать с сигналом слабее 0,5 мкВ (такой сигнал открывает порог шумоподавителя).
А у Беркута-806 порог шумоподавителя открывает сигнал 0,05-0,07 мкВ (в силу совокупности параметров приёмника, помехозащищённости, схемотехники шумоподавителя рация Беркут способна выделить из шума сигнал в 8-10 раз более слабый, чем импортные рации диапазона 27 МГц.
Поэтому при работе на одинаковые антенны дальность приёма Беркута-806 будет гораздо более высокой, чем у любой импортной рации с такой же антенной, в т.ч. у оптима-778.
В связке Беркут-Беркут дальность двусторонней связи с аналогичными автомобильными/стационарными антеннами будет выше, чем в связке оптим/оптим или оптим/беркут.
Что касается стационарной установки – для удобства работы можно применять выносную тангенту. Работать от автоадаптера через прикуриватель. И не надо крепить болтами рацию, залазить в бортовую цепь питания автомобиля… Т.е. отсутствие стационарной установки – скорее плюс, чем минус.