ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа


Версия для печати

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 48
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу.
г. Тюмень Дело№ Ф04/3009-994/А45-2001
3 октября 2001 года
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Т.Я. Шабалковой
судей В.Д. Носова
В.Г. Рольгайзера
при участии в заседании:
от истца: Е.А. Квашнина — по доверенности от 28.09.2001 № 4/02, Г.А. Косиненко- по доверенности от 28.09.2001 № 5/02
от ответчика: не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения «Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Новосибирской области» на постановление апелляционной инстанции от 23.07.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А 45- 2638/2001-СА/125
установил:
ГУ «Управление государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Новосибирской области» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительным решения № 39 от 30.11.2000 и предписания № 34 от 30.11.2000 Новосибирского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Решением суда от 21.05.2001 (судьи: Н.А. Павлючик, М.М. Селезнева, С.В. Тарасова) исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2001 (судьи: Л.Н. Хорошуля, Г..Л. Амелешина, Г.В. Свиридова) решение суда отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе ГУ «Управление государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Новосибирской области» просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает, что правоотношения между истцом и Новосибирским Управлением лесами федеральной службы лесного хозяйства носили обязательственный характер и регулировались гражданским законодательством. Договор не был прекращен и не был признан недействительным. Постановлением Правительства РФ от 02.06.1998 № 552 и от 06.0S.1998 № 895 установлены условия оплаты использования радиочастотного спектра только для организаций, которые применяют радиоэлектронные средства (РЭС) в коммерческих целях. Управление Лесного хозяйства не осуществляет использование спектра в коммерческих целях, следовательно, на него не распространяется действие вышеуказанных постановлений о государственном регулировании тарифов на данные услуги связи. В настоящее время услуги связи осуществляет созданное федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа», следовательно выполнение предписание антимонопольного органа невозможно.
В судебном заседании представители ГУ «Управление государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Новосибирской области» поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители антимонопольного управления в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, заслушав пояснения представителей, изучив доводы по кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, рассмотрев заявление Новосибирского Управления лесами службы лесного хозяйства по поводу необоснованного повышения Управлением Госсвязьнадзора по Новосибирской области тарифов на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра и регистрации радиоэлектронных средств (РЭC), Новосибирским территориальным управлением МАП России вынесено решение от 30.11.2000 № 39 и предписание от 30.11.2000 № 34 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном привлечении истца к ответственности исходя из следующего.
Согласно Положению «О службе государственного надзора за связью в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15.11.1993 № 1156 Службы госнадзора представляет собой единую систему органов Министерства связи Российской Федерации, осуществляющих контроль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, и в соответствии с установленными нормами качества, а также проведение частотных присвоений для работы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).
Пунктом 8 Положения предусмотрено заключение договоров с юридическими и физическими лицами по вопросам оценки электромагнитной совместимости в конкретных районах применения радиоэлектронных средств, а также по вопросам экспертизы материалов на международную координацию частотных присвоений радиоэлектронным средствам, представляемых в Международный союз электросвязи для регистрации, и по присоединению сетей связи независимо от форм собственности к сети связи общего пользования, а также оказание на договорной основе иных видов услуг в установленном Министерством связи РФ порядке.
Согласно разделу 2 Устава ГУ «Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Новосибирской области», утвержденному Министром Российской Федерации по связи и информации, целью деятельности Управления является осуществление государственного надзора за связью и информатизацией на территории Новосибирской области.
Управлением государственного надзора за связью по Новосибирской области 14.05.1997 заключен договор № 3 с Новосибирским Управлением лесами Федеральной службы лесного хозяйства, где разделом 4 предусмотрена стоимость услуг истца по регистрации РЭС и управлению использованием РЧС.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, что лицам, не использующим радиоэлектронные средства в коммерческих целях для оказания услуг связи, услуги по регистрации РЭС и управлению использованием радиочастотного спектра должны оказываться истцом на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.1998 № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» с 01.09.1998 года использование радиочастотного спектра в Российской Федерации коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами в коммерческих целях для оказания услуг связи по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, осуществляется на платной основе.
Положением «Об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 895, установлены основные принципы и общие условия оплаты использования радиочастотного спектра, частотного присвоения, радиочастотного канала для всех организаций независимо от формы собственности и индивидуальных предпринимателей, которые применяют радиоэлектронные средства на территории Российской Федерации в коммерческих целях для оказания услуг связи, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 02.05.1998 № 552.
Новосибирское Управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства не относится к коммерческой организации, следовательно, услуги по предоставлению спектра предоставляются ему на безвозмездной основе.
Доводы истца по кассационной жалобе о том, что его правоотношения с Новосибирским Управлением лесами носят обязательственный характер несостоятельны, так как действующим законодательством предусмотрено безвозмездное оказание услуг некоммерческим организациям.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы истца по жалобе о том, что в связи с созданием 29.03.2001 Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» невозможно исполнение предписания антимонопольного управления. Судом установлено, что предоставление услуг за использование радиочастотного спектра Управлению Лесного хозяйства подлежит на безвозмездной основе, следовательно предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного следует, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 23.07.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2638/2001-СА/125 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий Т.Я. Шабалкова
Судьи В.В. Носов
В.Г. Рольгайзер